вторник, 29 апреля 2008 г.

Из чего делают доллары?

Автор статьи: Сергей Денисевич
Для изготовления долларов США используют бездревесную бумагу, состоящую на 75 % из хлопка и на 25 % из льна. Структура бумаги сетчатая (полотняная), волокна расположены параллельно сторонам купюры, не ромбом.
Бумага имеет бледно-желтый, или, скорее, серо-кремовый цвет, без глянца. Цвет бумаги обусловлен тем, что она не содержит оптического отбеливателя. Из-за этого в фильтрованном ультрафиолетовом свете (длина волны 366 нм) она выглядит темной. Бумага же общего назначения люминесцирует голубым светом.
На ощупь она плотная и эластичная. Если попробовать надорвать ее, это произойдет не сразу, сначала потянется, и если ее отпустить, вернется в первоначальное положение. Несмотря на эластичность, она ещё и «хрустит», что позволяет отличить настоящие доллары от фальшивых.
В бумагу хаотично внедрены в небольшом количестве красные и синие шелковые волокна, их видно только при рассматривании через лупу. В фильтрованных УФ-лучах бумага и волокна не люминесцируют. Проверяя купюру, первым делом убедитесь в наличии защитных волосков, проверьте, не дорисованы ли они.
Как правило, фальшивомонетчики не могут внести эти волокна в структуру бумаги. Хорошая имитация защитных волосков при подделке крайне редка. Дорисованные защитные волоски легко отличить.
Банкноты США любого достоинства, года выпуска и категории, находящиеся в обращении с 1928 года, отпечатаны на листах бумаги размером 156х66 мм. Отклонения в размерах до 2 мм не являются признаком подделки.
Для печати используют бумагу в рулонах. Длина рулона – 7-8 тысяч метров, вес колеблется в пределах от 431 до 440 кг. Ширина рулона – 64,26 см.
Краску, используемую для печати банкнот, изготавливают в Бюро гравирования и печати Казначейства США. Ее состав строго засекречен.
Для печати изображений и надписей на лицевой стороне банкнот, за исключением изображения печати Федерального банка, цифрового и буквенного кода банка, используют краску черного цвета, обладающую магнитными свойствами.
Изображение и надписи на оборотной стороне банкнот печатают зеленой краской, не обладающей магнитными свойствами. Именно благодаря этой краске доллары получили свои жаргонные названия «грины», «баксы» и «зелёные» (в переводе с английского greenbacks – зеленые спинки).
Бумагу пропускают через три печатных валика, на которых закреплены печатные формы (металлографическая печать). Вначале краской зелёного цвета печатают оборотную сторону банкнот, затем краску сушат при 135 градусах Цельсия. После того, как бумага остынет, краской черного цвета печатают лицевую сторону.
Если прижать ногтем купюру к листу белой бумаги и провести ею черту, на бумаге останется черный или зеленый след. Так и должно быть, это не признак подделки, скорее, наоборот.
Магнитные свойства краски – только одна из защитных характеристик, которую, к тому же, легко имитировать. Поэтому не следует всецело полагаться на тестеры, срабатывающие только на магнитный пигмент.
Оборотная сторона долларов, выпущенных после 1999 года, выполнена с использованием краски, которая по разному выглядит в инфракрасных лучах.
В правом нижнем углу лицевой стороны новых купюр номинал напечатан специальной краской, способной изменять цвет в зависимости от того, под каким углом на нее смотреть. Зеленый цвет цифры переходит в черный, а потом обратно в зеленый. Не забудьте проверить купюру по этому средству защиты.
 http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-14301/

Кто «украл» у советских людей банкноту в 75 рубдей?

Автор статьи: Юрий Москаленко
9 января 1768 года, 240 лет назад, российской императрице Екатерине II преподнесли своеобразный новогодний подарок – образцы бумажных денег, которые могли бы ходить в России. Это не были в полном понимании этого слова ассигнации, так как были изготовлены из старых дворцовых салфеток и скатертей. Скорее всего, это были красивые фанты, предназначенные для дворцовых игр…
Но такие «легкие денежки» Екатерине II очень понравились, хотя на время она про них и забыла. А вспомнила уже после того, как отряд русских казаков, преследуя польских повстанцев, скрывавшихся под защитой турков, вторгся в пределы Османской империи, что позволило султану Мустафе III объявить войну России. Воевать, образно говоря, пришлось на два фронта: и польскую оппозицию усмирять, и с турками биться. Так что военные расходы резко увеличились, а тут еще на Урале, где чеканили медные деньги, реки вышли из берегов и суда с готовыми медяками так и не попали в столицу. Словом, нужен был радикальный выход.
Императрица нашла его практически безболезненно: она издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций (бумажных денег). Поражает оперативность действий Екатерины II. В том же Манифесте, подписанном, кстати, 29 декабря 1768 года, было объявлено, что хождение бумажных денег начнется уже через 3 дня – с 1 января 1769 года.
Если говорить об истории бумажных денег вообще, то впервые они появились в Китае, а в Европе об этом «чуде» стало известно со слов знаменитого путешественника Марко Поло, который прожил в Поднебесной около 17 лет. Он же сообщил, что во время правления династии Юань (вот, оказывается, откуда пошло название основной китайской валюты), а это было в 1271-1368 годах, бумажные деньги были главным расчетным средством...
Но Европа не спешила вводить бумажные деньги (в конце концов, они не обладают таким красивым звоном), и ввели их по примеру Северной Америки, где ассигнации впервые появились в штате Массачусетс, – в 1690 году. В Европе же законодателями мод стали французы, у которых ассигнации появились в 1718 году (до этого вместо бумажных денег использовались «билеты монет», начиная с 1701 года). Но старушка Европа опять хранила молчание, вплоть до 1762 года, когда бумажные деньги появились сначала в Австрии, а потом, спустя три года, – в Пруссии.
Интересно, что Россия вполне могла быть и впереди Австрии, и впереди Пруссии. Еще за четверть века до описываемых событий асессор Монетной канцелярии Иван Шлаттер и вице-президент Коммерц-коллегии Мелиссен внесли в сенат проект выпуска ассигнаций, но очень уж далекие от русских у них были фамилии, вот депутаты и «прокатили» проект. А повод для отказа был что ни на есть русский, мол, «бумага не содержит души». Можно подумать, что медь содержит…
В 1762 году России едва не удалось опередить Австрию, и супруг Екатерины II, Петр III , в мае издал специальный указ о введении бумажных денег. Но жить ему оставалось чуть более месяца, император был убит, а его супруга к этой теме не обращалась до самого начала русско-турецкой войны…
Какие банкноты были выпущены? Их было четыре вида: 25, 50, 75 и 100 рублей. Причем, банкнот каждого вида было отпечатано на сумму 250 тысяч рублей. Особо оговаривалось, что в любом платеже доля «бумажек» не должна превышать четверти всего платежа, разве что продавец будет настаивать на том, чтобы ему дали ассигнаций побольше.
О том, что ассигнации печатались только одной краской и с одной стороны бумаги, читатели «ШЖ» уже знают, об этом упоминала в своей статье Елена Кравчук. Я хочу рассказать о том, о чем не говорилось, а именно: уже через два года были выявлены первые фальшивки. Причем, «почерк» тогдашних фальшивомонетчиков ничем не отличался от сегодняшнего. Поскольку лишний нолик ни к одной из банкнот приписать было невозможно (таких ассигнаций просто не существовало в природе), то лихие люди умудрялись исправлять «двойку» на «семерку», вследствие чего «четвертак» выдавали за 75 рублей. Выход был найден просто изумительный – со второй половины 1771 года банкноты достоинством в 75 рублей просто перестали печатать!
А теперь скажите, все те мои дорогие читатели, кто хорошо помнит себя во времена Советского Союза. Разве вы не обратили внимание на то, что у нас была банкнота достоинством в 25 рублей (фиолетовая), зеленая пятидесятка, желтая сотня, а банкнота в 75 рублей куда-то выпала? Я тоже задумывался над «пропажей». А ларчик, как говорится, просто открывается. Гениальный ход Екатерины II.
Остается добавить, что русские и в те времена были русскими, в полном понимании этого слова. Когда бумажных денег не хватало – в ход пускался печатный станок. Как мы помним, в 1769 году в обороте находилось банкнот на 1 млн. рублей. А вот к концу царствования Екатерины II, в 1796 году, то есть через чуть более четверти века, ассигнаций было уже на 150 (!) млн. рублей, и это при том, что вышедшие из обращения банкноты просто-напросто сжигали. Все это привело к тому, что за бумажный рубль давали уже не более 68 копеек медью (не напоминает ли это классическое соотношение рубля и доллара в брежневские времена?). А спустя еще 17 лет, к 1814 году, за один бумажный рубль давали только по 20 копеек в базарный день. Но это уже совершенно другая история…
 http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-12417/

суббота, 26 апреля 2008 г.

Ученые выяснили, какие профессии делают человека глупее.

Неинтересная работа может сделать человека глупее. Как полагают норвежские ученые, деградация является следствием однообразной и монотонной деятельности. Мозг «расслабляется» и начинает работать в режиме автопилота. В результате затруднения могут вызвать даже самые простые задачи. Специалисты даже выяснили, представители каких специальностей больше всего подвержены «профессиональной тупости», и знают, как им помочь.
О вреде скучной работы ученые говорят давно. В предыдущих исследованиях было доказано, что выполнение одинаковых действий довольно быстро приводит к повреждению нервной системы и так называемому синдрому «усталого сотрудника».
Во время выполнения односложных манипуляций в организме начинает увеличиваться выработка особых белков – цитокинов, которые вызывают состояние тревоги и подавленности. По словам специалистов из Temple University в Филадельфии, цитокины начинают вырабатываться уже на третьей неделе монотонной работы.
Однако, как выяснилось позже, синдром «усталого сотрудника» – это еще не самое страшное в трудовой деятельности. Согласно последним исследованиям норвежских ученых, от неинтересной работы человек становится глупее.
Монотонные обязанности приводят к тому, что мозг начинает работать в режиме автопилота, а это означает, что затруднение могут вызвать даже простые задания, сообщает BBC.
Более всего профдеградации подвержены сотрудники паспортного и иммиграционного контроля в аэропортах. По данным исследователей, рассеянное внимание в процессе выполнения односложных действий становится причиной частых ошибок, которые, впрочем, можно предотвратить.
С помощью особого сканера ученые проанализировали активность мозга человека, занятого монотонной работой. Во время эксперимента нескольким добровольцам пришлось в течение длительного времени следить за возникающими на экране монитора изображениями, нажимая определенные кнопки на клавиатуре. Рано или поздно все испытуемые начинали ошибаться при выполнении монотонной работы.
Однако, как показало сканирование, во всех случаях этому предшествовало изменение структуры активности головного мозга, которое удавалось фиксировать в среднем за 30 секунд до неправильного действия.
«За полминуты до ошибки мозг начинает работать экономичнее, прилагая меньше усилий для выполнения одной и той же задачи. При этом увеличивается активность в другой части мозга, которая обычно активизируется в состоянии отдыха», – говорят ученые.
Спасти от совершения ошибки сможет специальная «система оповещения», которая может крепиться к голове человека. «Аппарат, фиксирующий сигналы мозга, предупредит сотрудника о неправильном ходе мышления. Получив подобный сигнал, работник сфокусируется на задании и будет более внимательным», – рассказывают специалисты из Университета Бергена в Норвегии.
По их мнению, в будущем это открытие позволит повысить уровень безопасности работы водителей, авиадиспетчеров и других специалистов, деятельность которых связана с повышенной опасностью.
Но по мнению профессора Московского регионального отделения Российского психологического общества Дианы Богоявленской, каждую монотонную работу можно сделать интересной.
«Около полувека назад проводилось исследование по влиянию монотонной работы на психическое состояние сотрудников. Анализировалось состояние работников почты, которые изо дня в день делают одну и ту же операцию – ставят печать на получаемые конверты. Однако, заполняя анкеты, работники почты, в основном женщины, сообщили, что занимаются очень интересной работой – изучают приходящие конверты, интересуются их историей. То есть даже в этой, казалось бы, скучной деятельности люди нашли слой реальности, который был содержательным.
Любую монотонную работу, которую человек выполняет не формально и не по принуждению, можно сделать интересной», – подчеркнула психолог в интервью газете ВЗГЛЯД.
http://www.vecherniy.kharkov.ua/printnews/21220