Одну из основополагающих ролей в науке играет эксперимент. Именно им пользуются ученые для подтверждения или опровержения той или иной гипотезы. Правда, иногда эксперименты бывают странными.
Концерт на рельсах
Австрийский физик Христиан Доплер в 1842 году выдвинул и теоретически обосновал предположение о том, что частота световых и звуковых колебаний должна меняться для наблюдателя в зависимости от того, движется ли источник света либо звука от наблюдателя или к нему.
В 1845 году голландский метеоролог Христофор Бейс-Баллот решил проверить гипотезу Доплера. Он нанял паровоз с грузовой платформой, посадил на платформу двух трубачей и попросил их держать ноту соль (два трубача были нужны для того, чтобы один из них мог набирать воздух, пока другой тянет ноту, и таким образом звук не прерывался). На перроне одного полустанка между Утрехтом и Амстердамом метеоролог разместил нескольких музыкантов без инструментов, но с абсолютным музыкальным слухом. После чего паровоз стал с разной скоростью таскать платформу с трубачами мимо перрона со слушателями, а те отмечали, какую ноту слышат. Потом наблюдателей заставили ездить, а трубачи играли, стоя на перроне. Опыты продолжались два дня, в результате стало ясно, что Доплер прав.
Кстати, позже Бейс-Баллот основал голландскую метеослужбу, сформулировал закон своего имени (если в северном полушарии стать спиной к ветру, то область низкого давления будет от вас по левую руку) и стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Домашний маугли
В 1931 году необычный эксперимент провела семья американских биологов - Уинтроп и Люэлла Келлог. Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных - волков или обезьян, биологи задумались: а что если сделать наоборот - попытаться воспитать обезьяньего детеныша в человеческой семье? Не приблизится ли он к человеку? Сначала ученые хотели переселиться со своим маленьким сыном Доналдом на Суматру, где нетрудно было бы среди орангутанов найти компаньона для Доналда, но на это не хватило денег. Тогда Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе, которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а Доналду - 10.
Супруги Келлог знали, что почти за 20 лет до их эксперимента русская исследовательница Надежда Ладыгина уже пыталась воспитывать, как воспитывают детей, годовалого шимпанзенка и за три года не добилась успехов в "очеловечивании". Но Ладыгина проводила опыт без участия детей, а Келлоги надеялись, что совместное воспитание с их сыном даст другие результаты. К тому же нельзя было исключить, что годовалый возраст уже поздноват для "перевоспитания".
Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны. Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду нравится запах духов, Гуа его не любит. Проводили опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идет звук? В обоих тестах победила Гуа. Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то выводить на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.
Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными. Хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах и научилась есть ложкой, даже стала немножко понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, ее не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово "папа" и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших "ладушек".
Однако эксперимент пришлось прервать, когда выяснилось, что к 19 месяцам и Дональд не блистал красноречием - он освоил всего три слова. И что еще хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания. Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человечий язык так и не освоит. И Гуа отослали обратно в питомник.
Бык с дистанционным управлением
В 60-х годах прошлого века невролог Хосе Дельгадо из Йельского университета занимался исследованием особенностей электрических токов мозга. Он полагал, что биологические основы социального поведения кроются именно в электричестве.
Для доказательства своей правоты он провел следующий опыт. На мозге боевого 240-килограммового быка по кличке Лучеро была проведена хирургическая операция: ему были имплантированы дистанционно управляемые электроды. Затем исследователь лично вышел на ринг против животного, вооружившись одним только пультом дистанционного управления.
После краткой "подготовки" бык бросился на ученого, но после нажатия кнопки свернул с атакующего пути и мгновенно потерял интерес к исследователю.
Пауки под кайфом
В 1940-х годах западные естествоиспытатели решили испытать паучье естество. Нет, пауков не резали и не препарировали. Любознательные учёные решили выяснить, как повлияют наркотики на пауков, в частности на рисунок паутины. Паукам было предложено меню из трех наркотиков: ЛСД, гашиш и кофеин. Самое сильное действие оказал "невинный" кофеин. Паук под кофеином напрочь "забыл" схему собственной паутины: в результате "кофейная" паутина получилась рваной и хаотичной. Опасность кофеина не стоит недооценивать и людям: в больших дозах он вызывает раздражительность, бессонницу, депрессию. Видимо, паук впал в такую депрессию, что утратил полную работоспособность. ЛСД, который творческие люди используют для вдохновения, вдохновил и паучков. Под действием ЛСД пауки наваяли "концептуальную" паутину - без поперечных нитей. А "гашишную" паутину пауки так и не доплели: по всей видимости, они просветлились и поняли, что деяние - зло, а недеяние - добро; бросили работу на середине и удалились в свою паучью нирвану.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий